Jump to Navigation

Пушкиниана и доброхотство

«Детское царство» Пушкинский бал, посвящённый 100-летию здания Кирилло-Мефодиевского училища  

физико-математической школы № 9 им. А.С. Пушкина  

 24 февраля 2013 года 

 

Глава из книги: Н.А. Курдина, Н.П. Тайфёрова, Каменева Т.К. 

"Очерки из истории пермской школы № 9" 

Зарождение пушкинских традиций началось в 30-е годы XX века: литературные и танцевальные вечера, театральные постановки произведений А.С. Пушкина, участие в областном конкурсе творческих работ (сочинений). 13 февраля 1937 г. Президиум Пермского городского совета РК и КД постановлением № 10-4 присвоил образцовой школе № 9 имя А.С. Пушкина (кроме школы № 9 это имя было присвоено колхозному клубу Платошинского сельсовета, вновь построенному детскому саду по ул. К. Маркса г. Перми, Мысовской сельской библиотеке). Улица Университетская, на которой располагалось здание школы, была переименована в Пушкинскую.
Имя школы и местонахождение обязывало… Например, в феврале 1962 г. учитель русского языка и литературы Е.С. Некрасова к 125-летию со дня смерти поэта подготовила с учениками 6-7-х классов экспозицию на целый этаж, прошел большой вечер «Пушкин на школьной сцене» с инсценировкой «Цыган». 
Пушкинские традиции поддерживались и развиваются благодаря директорам школы, блестящим гуманитариям З.С. Лурье, Л.И. Баландиной, Н.А. Курдиной. 
Каждый год, 19 октября, в День лицея, проходят пушкинские уроки, конкурсы творческих работ, поэтические вечера, организованные А.П. Нероновой (награждена орденом Знак Почета), Е.Н. Мерлиной, С.А. Гиндиной, Н.А. Шистеровой, С.Л. Фоменко, Е.М. Зубковой, Т.А. Зотовой, А.Ю. Саралевой, Н.А. Куляпиной и другими. 
В школе проходят встречи с доброхотами, пушкинистами вузов, а в пушкинском кабинете (в течение многих лет пушкинским кабинетом заведовали заслуженный учитель школы РФ Т.К. Кочнева и Л.И. Дробышева), в классах — знакомство с очередными выпусками устного журнала «Сверчок», газетами «Лукоморье», «Неопытное перо». Пушкинский центр создан в 1994 г. как секция научного общества (НОУ), объединение учителей, родителей и школьников в деле развития традиций, сохранившихся с 1937 г. Руководитель Пушкинского центраклуба «Лукоморье» С.М. Ванькова.
Ежегодно, в феврале, проводится литературно-музыкальный концерт, подводятся итоги конкурсов, победителям вручается Пушкинская премия. Затем — традиционный костюмированный Пушкинский бал с участием выпускников. 
Первые балы девятой школы появились в 30-е годы XX века. Тогда они были общегородскими, ученики «девятки» приглашали к себе в гости школьников со всего города. В 50-е годы на балах играл собственный духовой оркестр (инструменты до сих пор хранятся в школьном музее). Балы 60-70-х гг. скорее напоминали театрализованные представления — романсы, стихи, вальсы, постановки произведений Пушкина. 
Балы и ассамблеи конца XX — начала XXI века — это настоящие междисциплинарные проекты. Имя Пушкина позволяет нам предпринимать настоящие «погружения в культуру». Наши дети от мала до велика танцуют бальные танцы XVIII–XIX веков, исполнявшиеся на светских и деревенских балах: полонез, менуэт, гавот, мазурку, польку, вальс. Вместе со своими педагогами исследуют источники и по крупицам восстанавливают рисунки утраченных танцев (например, австрийского танца лендлер). 
В процессе подготовки изучается бальный этикет, бальная мода, бальный макияж, бальные прически. В финале рождаются рефлексивные тексты, опубликованные или оставшиеся достоянием только автора. Главное, на всех от увиденной красоты нисходит благодать, рождается готовность повторения увиденного в следующем году. Наши пушкинские балы — явление культурной жизни города, мимо которого не проходят СМИ, событие, собирающее около 1000 участников и зрителей. У бала ежегодно есть посвящение кому-то, чему-то. Когда содержательная часть нашего бала посвящалась Р.И. Мэрчисону, мы не могли назвать его иначе, чем словами Р. Бернса «My Hearth in the Highland…».
Школьная пушкиниана — это и Пушкинские чтения с приглашением пушкиноведов Пскова, Москвы, Петербурга, участие в международных научных конференциях в Пушкиногорье. 
Прошли встречи с потомками А.С. Пушкина. К 200-летию великого поэта школа подготовила и провела научно-практическую конференцию «В мире пушкинского гения» (18–21 февраля 1999 г.). Среди почетных гостей конференции был потомок поэта Александр Георгиевич Галин из Москвы. 
22 февраля 2008 г. школа принимала прапраправнучку Пушкина, потомка Пушкина и Гоголя Татьяну Ивановну Лукаш из города Клина. Прошли встречи с людьми, являющимися носителями важнейшей информации: Б.С. Ляпустиным, выпускником нашей школы 1956 г., дарителем Пушкинскому заповеднику уникальных «тригорских вазочек». 
Под руководством преподавателя истории А.М. Ющенко группа учащихся получила почетное задание В.Ф. Гладышева «найти могилу потомка Пушкина», оказывая помощь в описании захоронений 12-го, так называемого «профессорского квартала» Пермского некрополя (Егошихинское кладбище). Благодаря программе краеведа В.Ф. Гладышева было увековечено имя пермского ученого-геофизика, потомка Пушкина князя Б.Ю. Козловского.
Состоялась встреча с Р.Н. Огарковой, руководителем общества краеведов г. Верхотурья Свердловской области, изучающей уральскую стезю «рода Пушкиных мятежных», уточняющей сегодня историю двух лет пребывания в Верхотурской ссылке (Севураллаг) С.С. Гейченко. 
Встречи с Пушкинским заповедником, дружба с работниками научно-культурного центра, с Т.С. Гейченко, школой им. А.С. Пушкина в Пушкинских Горах, безвозмездный труд детей и взрослых обогащают, помогая приблизиться к загадке гения. Одним из особо значимых явлений нашей школьной жизни, возникновение которого напрямую связано с деятельностью доброхотов, является работа с Текстом, достойным прозвучать в заповедных местах. Например, в далекой от Пушкиногорья пермской школе в период подготовки к доброхотскому лету-2004 появляется книга. Эта книга — «Тригорские сказки». Созданные детьми тексты, в которых действуют пока еще не увиденные детьми тригорские аисты и лягушки, Воронич и Сороть, ледниковые валуны и стремительные тропинки, Дуб уединенный и Ель-шатер, медоносные липы и Береза-седло, способствовали созданию ситуации томительного ожидания встречи, восхищения от последовавшего визуального узнавания, распознавания ароматов, звуков, красок… 
«Работа со сказкой очень значима для нас. Если сказка не появится, в нашей жизни многое не состоится. Не будет сказочных спектаклей на театральном фестивале. Не появится новый креативный продукт, популяризирующий наш Пермский край. Если не будет детских сказок, не напишут свои чудесные сказки учительницы. Не появятся иллюстрации к этим сказкам, их не напечатают детские приложения к местным газетам…
А чтобы на свет появилась достойная сказка, нужно ой как поработать! Нужно очень много других сказок почитать; кому-то разработать, а кому-то пройти через специальный семинар «Миф. Легенда. Сказка». Нужно принять участие в путешествии «поближе к сказочным местам». Нужно включить воображение. Нужно сказку написать, положить в ящик стола (чтобы «отлежалась»), перечитать ее снова, поправить (а ведь как жалко расставаться с тем, что уже написано). Нужно, наконец, решиться ее кому-то показать, набраться мужества выслушать замечания и… опять поправить. Нужно создать иллюстрации, принять участие в создании оригинал-макета будущей книги сказок. И прочее, прочее, прочее. 
На сегодняшний день мы создали 3 книги сказок: «Сказки древнего леса», «Тригорские сказки», «Сказки пермского периода». Они суть наше послание в Будущее. Процесс этот, видимо, остановить нельзя. Посмотрим, что будет дальше», — размышляет Н.А. Курдина в выступлении «Культурно-историческая идея Л.С. Выготского в практике российской школы-кандидата IB MYP» 6 октября 2008 г. на 40-летии IBO в Маракеше (Марокко).         

Историография и хореография Пушкинских балов школы 9 1990-2009.ppt

"Пушкинский бал 2007"

 

Доброхотский Центр – общественная организация учащихся, учителей и родителей школы №9 имени А. С. Пушкина, объединяющая участников Международного движения доброхотов.

Доброхоты – добровольные помощники в выполнении различных видов работ (благоустроительных, исследовательских, творческих) на территории музеев-заповедников России.
В работе Доброхотского Центра могут принимать участие учащиеся всех ступеней школы (1-11 кл.), родители, выпускники и преподаватели школы.
Организующей формой деятельности Доброхотского Центра является Сбор доброхотов.
В летний период, каникулярное и свободное время формируются группы доброхотов для участия в доброхотской деятельности – доброхотские отряды, руководителями которых могут быть преподаватели школы, выпускники, родители.
Координатором деятельности Доброхотского Центра является руководитель Доброхотского Центра, работающий в тесном сотрудничестве с руководителями доброхотских отрядов. 

Цели

  • Объединение школьного сообщества доброхотов.
  • Расширение культурного, образовательного и социального пространства для учащихся школы.

Задачи

  • Приобщение педагогов и школьников к трудовой и творческо-интеллектуальной деятельности на музейных территориях России.
  • Формирование в детях социальных и культурных ценностей: открытого отношения к внешнему миру, уважения к Отечественной культуре, ответственности за сохранение окружающей среды для грядущих поколений, навыков здорового (физического, социального и духовного) образа жизни, альтруистических качеств личности, готовности к общественно-полезному труду, способности работать в коллективе.
  • Обеспечение возможности посещения музеев-усадеб 
    и заповедников России.
  • Доброхотские поездки для выполнения разного вида работ на территории музеев-заповедников России.
  • Экскурсионные программы в период доброхотских поездок.
  • Разработка сценариев и проведение усадебных праздников на территории музеев-усадеб.
  • Благотворительные акции.
  • Выставки творческих работ.
  • Выпуск стенных газет.
  • Участие в конкурсах и конференциях, проводимых в музеях-усадьбах 
    и музеях-заповедниках России.
  • Исследовательские работы по краеведению, экологии, литературоведению, культурологии и др. направлениям.



Твитнуть

Main menu 2

about seo