Адрес: город Пермь, Комсомольский пр-т, 45
Телефон/факс: +7(342)2128071
E-mail: main@permschool9.ru
Международный бакалавриат (IBO)
Официальный сайт IBO http://www.ibo.org/
http://www.ibo.org/school/003270/ - Alexander Pushkin School
Организация Международного бакалавриата (IBO) представляет из себя один из наиболее успешных инновационных проектов в системе образования XX-ХХI века.
The International Baccalaureate Organization, являясь признанным лидером в международном образовательном пространстве, реализует три программы для более чем 500 000 учащихся в возрасте от 3 до 19 лет в 1904 школах ста двадцати четырех стран мира.
Одной из основных идей, регламентирующих деятельность IBO, является “Образ ученика” (The IB Learner Profile), состоящий из набора компетенций, который необходимо сформировать по мере освоения трех образовательных программа:
Primary Years Programme (от 3 до 12 лет)
Middle Years Programme (от 11 до 16 лет)
Diploma Programme ( от 16 до 19 лет).
Главный принцип IBO – всесторонне развитие личности и подготовка активного, готового к принятию на себя ответственности гражданина путем динамичного соединения знаний, навыков, умений, развития критического и творческого мышления.
Физико-математическая школа № 9 имени А.С. Пушкина авторизована 3 февраля 2009 года, международное название Alexander Pushkin School.
Глава из книги: Н.А. Курдина, Н.П. Тайферова, Т.К. Каменева
"ОЧЕРКИ ИЗ ИСТОРИИ ПЕРМСКОЙ ШКОЛЫ № 9"
Первая начальная школа в губернском городе —
первая международная школа на Урале
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ
Впервые с идеями и программами IBO (International Baccalaureate Organization, Организации Международного бакалавриата) педагогов школы № 9 познакомила в 1989 г. директор Л.И. Баландина. Время было смутное, стране предстояли перемены. Восхитившись грандиозностью, системностью IB программ, педагогический коллектив на долгие 10 лет отложил их в сторону за неимением средств.
Новый виток интереса к IBO возник в конце 90-х гг. XX века, когда школа начала детально вникать, апробировать элементы программ по предложениюпредседателя Комитета по образованию и науке г. Перми Т.И. Марголиной.
К этому времени в России уже были первые школы, авторизованные IBO. Но это, в основном, были столичные гимназии, частные школы. И потому (а также в силу определенных административных проволочек, несовпадения менталитетов) процесс авторизации в IBO школы № 9 затянулся почти на 10 лет.
Переломным годом в отношении властей Прикамья к идеям IBO стал 2006-й, когда губернатор Пермского края О.А. Чиркунов назвал создание школы Международного бакалавриата одним из факторов экономического роста региона. Из трех имевшихся в IBO программ для авторизации была избрана программа основной школы (IB MYP, Middle Years Programme). Причина выбора: попытки педагогического коллектива удержать детей от «мотивационного провала», снижения интереса к учению.
Основные компоненты программы IB MYP: критериальное оценивание, области взаимодействия, персональный проект, потребовали от педагогов, детей и их родителей перестроить отношение к образовательному процессу. Заглянем в протокол заседания педагогического совета от 9 ноября 2007 г. «Слушали координатора программы MYP, заместителя директора школы по вопросам международного образования О.В. Яковлеву, представившую для обсуждения отчет о промежуточных итогах внедрения MYP.
К ноябрю 2007 г. команда педагогов и администраторов школы занята серьезной разработческой деятельностью, результатом которой стали:
• Положение о команде MYP
• Положение о предметной кафедре
• Концепция языковой политики школы
• Методические рекомендации «Сквозная тема»
• Должностные инструкции членов команды MYP
• Положение об оценивании учащихся 5-6 кл. в 2007-2008 учебном году
• Положение об авторском проекте
• Планы деятельности 5-6 классов в областях взаимодействия
• Журнал «Критериальное оценивание»
• Брошюра «Критериальное оценивание в 5-6 классах MYP»
• Вертикальное планирование
• Положение о проектной деятельности учащихся 5-8 классов MYP
• Положение об образовательной сессии
• Критерии оценивания по предметам учащихся 5-6 классов MYP
• Горизонтальное планирование по предметам в классах MYP, междисциплинарные проекты
• Горизонтальное планирование в предметных областях на 2007-2008 уч. год
Хотелось бы отметить особые заслуги в организаторской деятельности по разработке документации MYP стажера координатора MYP И.В. Елтышевой.
Значительность разработанного пакета документов стала возможной, во многом благодаря консультационному визиту в гимназию № 45 г. Москва.
Цель визита — экспертиза организационного плана подготовки пакета документов для авторизационного визита. Участники — координатор MYP О.В. Яковлева, стажер координатора И.В. Елтышева Консультант — И. Т. Голенопольский. Сроки — начало октября 2007 г.
Программа работы с кадрами — командой MYP (MYP Team) — состоит из ряда следующих ведущих направлений.
Обучение:
• In-school training «Критериальное оценивание» (тренер Катя Кольб, Копенгагенская международная школа, август 2007 г.)
• Workshop (Москва, ноябрь 2007 г., 8 человек)
• Индивидуальные консультации координаторов (технологии + содержание)
• Методология исследовательской деятельности (проектный куратор)
• Работа с сайтами IBO
Проектирование:
Локальные акты MYP
• Система оценивания в классах MYP 2007–2008
• Междисциплинарные проекты на уроках 2007–2008
• Неделя погружения в MYP, сентябрь 2007 г
Разработка:
• Модифицированные критерии оценивания в 5–6 классах
• Горизонтальное и вертикальное планирование по предметам
Управление:
• Еженедельные встречи команды MYP
Работа со студентами MYP 1 и 2 года (учащимися 5,6 классов) в отчетный по проекту период включает в себя:
1-й год MYP (5 класс): 03 — 07.09.2007 — Неделя погружения в MYP «Школа чудодеев».
Учебный план, адаптированный к национальному.
Классные часы + уроки «Критериальное оценивание».
Брошюры «Критериальное оценивание» и «Авторские проекты».
Междисциплинарные проекты «День Лицея», «Татищевские чтения».
Сквозная тема «Горнозаводская цивилизация».
Уроки ATL «Я как исследователь».
IV (осенняя) школа разговорного английского языка «An Excursion».
Образовательные сессии (Аркаим, Шотландия, Болдино).
2-й год MYP (6 класс):
День введения в критериальное оценивание и День авторского проекта.
Классные часы + уроки «Критериальное оценивание».
Брошюры «Критериальное оценивание» и «Авторские проекты».
Междисциплинарные проекты «День Лицея», «Татищевские чтения». Сквозная тема «Горнозаводская цивилизация». Уроки ATL «Я как исследователь».
IV (осенняя) школа разговорного английского языка «An Еxcursion».
Образовательные сессии (Аркаим, Шотландия, Болдино, Санкт-Петербург).
Проектный семинар «Я и моя команда».
Работа с родителями состоит из следующих направлений:
• встреча администрации школы с родительской общественностью будущих 5-х классов «Программа MYP в физико-математической школе» (май 2007 г.);
• родительская экспертиза модифицированных критериев оценивания в 5-6 классах (август 2007 г.);
• родительские собрания «Особенности обучения в классах MYP» (сентябрь 2007 г.);
• индивидуальные консультации родителей (сентябрь-ноябрь 2007 г.).
Слушали директора школы Н.А. Курдину об основных направлениях подготовки МТБ школы к авторизационному визиту и о процессах, не завершенных к ноябрю 2007 г.
1. К ноябрю 2007 года произведено частичное обновление МТБ в соответствии с требованиями, предъявляемыми IBO к МТБ авторизованных школ. План Факт
(к ноябрю 2007)
Приобретение оборудования 12 416 507 4 448 729 Оплата услуг
связи, Интернет 156 000 22 274 Прочие расходы
(оплата услуг IBO) 420 000 0
2. Не сделано к ноябрю 2007 года:
• Информационные стенды MYP
• Обновление сайта
• Кабинет координатора
• Массовое внедрение критериального оценивания
• Оплата труда команды
• 100-процентное освоение средств, предусмотренных в бюджете Пермского края
• Языковая подготовка педагогов MYP и DP в кадрово-ресурсном центре при ПГПУ.
Решили:
1. Принять предложенный отчет к сведению («за» — 41, «возд.» — 4, «против» — 2).
2. Вынести отчет на публичную презентацию перед участниками краевого проекта «Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае».
3. Продолжить работу по внедрению MYP в школе и по подготовке к авторизационному визиту.
Председатель педсовета Н.А. Курдина
Приложение. Презентация «Промежуточные итоги внедрения MYP»
В ноябре 2008 года эксперты IBO Хеллин Тимс, Глен Джонсон, И.Т. Голенопольский предприняли авторизационный визит в школу № 9 (Alexander Pushkin School, Perm, Russian Federation), а 3 февраля 2009 г. было объявлено, что на огромном географическом пространстве от Самары и Москвы на западе до Красноярска на востоке появилась новая школа, авторизованная IBO. Школа № 9, город Пермь.
Обучение по программе MYP (5-9 классы) имеет ряд отличий от общепринятых в России педагогических подходов. Применяется иная система оценивания уровня достижений учащихся — критериальная. За целостность образования в программе отвечают так называемые области взаимодействия (Здоровье и социальное образование, Подходы к учению, Человек-творец, Среды, Служение и общество). Это не отдельные уроки. Это нити, пронизывающие содержание каждого из уроков.
Каждый ученик программы MYP должен освоить материал 8 предметных групп: русский язык и литература; английский; общественные науки: география, история, обществознание; технология: труд, черчение, информатика; математика: математика, алгебра, геометрия; искусство: рисование, музыка, театр; естественные науки: природоведение, биология, физика, химия; физическая культура: физическая культура, основы безопасности жизни.
Ядром программы является так называемый Портрет ученика (IB Learner Profile): 10 черт личности, наличие которых в выпускнике воспитывает школа IBO (Рискующий, Гармоничный, Коммуникатор, Размышляющий, Заботливый, Исследователь и др.).
Именно проблеме формирования Портрета ученика была посвящена III конференция Ассоциации школ Международного бакалавриата стран СНГ, которую Пермь имела честь принимать в апреле 2009 года. Из трех дней конференции полдня участники конференции провели на мастер-классах, организованных детьми и педагогами школ № 7, № 9 и лицея №10.
Результатом освоения программы MYP является персональный проект студента (на английском языке). В 2008-2009 уч. году в школе № 9 было 308 студентов MYP 5-7 классов, в 2009-2010 — 392 студента MYP 5-8 классов.
В 2009 г. в классах MYP работает 44 педагога, обучение которых организует Министерство образования Пермского края.
Международный бакалавриат берет самые устоявшиеся, надежные и, вместе с тем, самые передовые педагогические идеи всего мира, объединяет все в целостную систему и внедряет в своих школах.
Для бакалавриата ценен процесс, в ходе которого ребенок учится технологии проектирования.
Наши междисциплинарные проекты осуществляются в рамках сквозной темы года школы, могут быть авторскими или коллективными, выполняются студентами одного года обучения или разного возраста, самостоятельно или с помощью тьюторов и т.п.
Результатом междисциплинарного проекта (руководитель Т.К. Каменева), посвященного горнозаводской цивилизации, стал сборник «Задач на проценты и смешения» для студентов MYP.
«Горнозаводская цивилизация, горнозаводская провинция... Чтобы разобраться в этом уникальном явлении, мы работали с архивными документами, читали научную и художественную литературу, встречались с учеными и другими интересными людьми. Мы изучали быт и деятельность жителей Пермской губернии XVIII-XIX вв.: «бродили» по улочкам, «веселились» на ярмарках, путешествовали по горным и водным дорогам, «искали» золото и алмазы. Сюжеты наших задач посвящены горнозаводской цивилизации, а герои наших задач — жители горнозаводской провинции: рабочие и крестьяне, купцы и горные инженеры. Погрузившись в атмосферу тех далеких дней, мы придумывали задачи (не забывая про здравый смысл).
Эту книжечку мы назвали рабочей тетрадью, чтобы читатель не только изучил исторические факты, решил все задачи, но, главное, стал нашим соавтором. Наш будущий соавтор заполнит все пустые места этой книги: составит свои задачи, проведет исследования, оформит иллюстрации, напишет маленькое эссе», — читаем в предисловии сборника.
Сквозная тема 2009-2010 учебного года - «Живой посланник пермского периода».
В апреле 2009 г. студенты, изучающие немецкий язык принимали гостей изнемецкого культурного центра имени Гете при Германском посольстве в Москве.
Этот листик был с Востока
В сад мой скромный занесен,
И для видящего ока
Тайный смысл являет он … (И.В. Гете)
В 5-9 классах, работающих по программе MYP, немецкий, французский или японский изучается как второй язык.
Английский язык наши дети начинают изучать со второго класса, охотно участвуют в праздниках, конкурсах, олимпиадах. В 2008 году Катя Сарбитова (6 класс) заняла первое место в конкурсе «Полиглот».
Старшеклассники участвуют в заседаниях клуба любителей английского языка, вместе с выпускниками работают в каникулы в английском лагере.
Руководители образовательных путешествий английского лагеря О.В. Яковлева, Н.А. Пустосмехова, Е.М. Безгодова, Н.В. Зотова и другие разрабатывают маршруты, часто в поездках рождаются сценарии будущих спектаклей.